Новости союза

« Назад

Обязательное страхование ответственности перевозчиков: начало действия закона 26.02.2013 03:09

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». Сергей Закройщиков, вице-президент компании «Ингосстрах», у нас в гостях.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: «Обязательное страхование ответственности перевозчиков». Закон вступил в силу с 1 января. У меня ощущение, что вообще никто не знает о том, что закон вступил в силу, что он начал действовать и что там какие-то права, а может быть, даже и обязанности появились у пассажиров и у транспортных компаний. Вообще, страховые компании в курсе, что закон вступил в силу?

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Безусловно, страховые компании в курсе. Те, кто планируют заниматься этим видом страхования, первые компании уже получили лицензии, их выдано около 20-ти. Во-вторых, необходимо членство в едином профессиональном объединении страховщиков. Этим объединением будет Национальный союз страховщиков ответственности. И буквально в течение нескольких дней он должен получить соответствующие права и быть внесенным в реестр субъектов страховой деятельности.

Но, разумеется, об этом законе знают транспортные предприятия, которые обязаны его исполнять. Для них это обязанность обеспечить выплату пассажирам в соответствии с установленными законом лимитами. Это 2 млн. 25 тысяч рублей в случае гибели пассажира, до 2 млн. рублей в случае причинения вреда здоровью пассажиру, и 26 тысяч рублей в случае причинения имуществу пассажира.

Они обязаны обеспечивать уже с 1 января самостоятельно, если у них нет страхового полиса. Поэтому достаточно много транспортных предприятий – на сегодня только в наших компаниях застраховано около ста – заключили договор добровольного страхования на срок 2-3 месяца. Потому что с 1 апреля транспортные предприятия начнут штрафовать за незаключение договоров страхования. Так что март - это у нас будет горячая пора, когда будут объявляться конкурсы по отбору страховщиков, и активность на страховом рынке здорово поднимется.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Закон вступил в силу, штрафовать начнут с 1 апреля. Многие ли из перевозчиков - хотя бы в крупных городах, хотя бы в Москве и Питере – застраховали свою ответственность. В первую очередь для меня интересны массовые перевозки, маршрутные такси.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Их достаточно много, и не только в Москве. Даже больше в регионах. Регионы, к сожалению, они беднее. И перевозчики, понимая необходимость выплатить в случае чего возмещение до 2 млн. 25 тысяч рублей, приобрели полисы добровольного страхования многие. У нас это около ста. Но и у других компаний тоже. Это немало. Это те предприятия, которые обеспечивают основной поток.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Сколько даже в Москве этих перевозчиков?

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Московские предприятия – это в основном некрупные предприятия, которые застраховались. Самый крупный перевозчик в Москве известен, это «Мосгортранс». Они, видимо, скоро выполнят требования закона тоже.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Давайте по крупнякам чуть-чуть пройдемся. РЖД.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Тоже пока нет. Застрахована, как и было, авиация, в массовом порядке, по крайней мере те, которые летают за рубеж. Для них главный плюс закона – это то, что стала более понятной процедура выплаты возмещения. А так они и так выполняют требования европейского законодательства, международного законодательства. Мало того, буквально на прошлой неделе появилась инициатива Министерства транспорта присоединиться к Монреальской конвенции, там еще более высокие лимиты предусмотрены. Так что этот процесс продолжается.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Что изменилось для пассажира? Давайте представим человека, который сломал ногу 31 декабря 2012 г. в автобусе. И то же самое с ним произошло, но после нового года, т.е. после вступления закона в силу.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Хороший пример. Если пассажир сломал ногу 31 декабря 2012 года, то он должен доказать причиненный ему ущерб, в том числе материальный, в суде. Иного пути фактически нет. После 1 января у него появляются новые права, в соответствии с законом №67 ФЗ, и он имеет право обратиться к транспортному предприятию и получить выплату в соответствии с той таблицей выплат, которую утвердило правительство, в зависимости от тяжести травмы.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Они не застрахованы. Вот вы не соглашаетесь, что это ничто. Но я настаиваю, что сто компаний – это ничто.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Для отдельных регионов это немало.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы же говорите, что всего сто, по всему «Ингосстраху». А всего лицензии на такую деятельность пока что получили всего 20 компаний, даже меньше.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Давайте сто помножим на 20. Две тысячи компаний по всей России на сегодняшний день. Очень грубо.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Похожие цифры.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это же ничто. Ну сколько в России транспортных компаний? С учетом того, что крупные не застраховались. Два примера привели - «Мосгортранс» и РЖД.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Крупные могут обеспечить самостоятельно выплату.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Я понимаю, что эти две тысячи компаний – это очень мало.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Крупные компании, да, собственно, не только крупные, а в силу закона страховая компания, если даже еще не заключила договор с перевозчиком, то перевозчик сам обязан обеспечить выплату возмещения в тех размерах, которые определены законом. Т.е. пострадавший пассажир с поломанной ногой имеет право обратиться непосредственно в транспортное предприятие и, представив документы по перечню, который тоже утвержден правительством – и сверх этого перечня ничто требовать нельзя, – он может потребовать выплату страхового возмещения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Если это четкий перечень – я помню, что так закон и планировался, – ему не нужно доказывать, что он эти средства потратил на лечение.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Не нужно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это по факту тяжести травмы.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Перелом может быть одинарный, двойной. Вы, как врач, лучше меня знаете. В этой таблице выплат всё это отражено. Условно говоря, одинарный перелом предплечья – это 7%, двойной – 8%, а если две кости, то это 10% от суммы 2 млн. рублей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Я хочу спросить наших слушателей. Знали ли вы до сегодняшнего дня, до этого момента о том, что у нас, у вас появились новые права на получение страхового возмещения в размере до 2 млн. рублей. Речь идет о транспорте. Если да, вы знали, пожалуйста, позвоните и проголосуйте по телефону (495) 660-06-64. Если вы не знали, телефон (495) 660-06-65. Были уже какие-то обращения?

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Я пока не слышал о таких случаях.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Те компании, которые у вас застраховались, пока они застраховались на несколько месяцев в добровольном порядке. Компания «Ингосстрах» проводит анализ степени риска в данной конкретной компании?

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Конечно. Мы смотрим на транспортные средства, на то, есть ли у предприятия собственная служба транспортной безопасности, проводится ли там предрейсовый медосмотр и выполняются ли все необходимые требования по транспортной безопасности. Если они выполняются, то тогда страховой тариф для подобных транспортных организаций минимальный. Если они не выполняются, соответственно… Выполнение требований по транспортной безопасности должна контролировать Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ГИБДД, у нас таких полномочий нет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Так платить вам.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Платить нам. Страховым тарифом мы это и пытаемся отрегулировать.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы пришли, посмотрели: вроде машины чистенькие, водители трезвые, всё хорошо. Вы ушли – и началось.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Мы все-таки находимся в диалоге с транспортными компаниями.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Есть ли какая-то система контроля? Существуют ГЛОНАССы, GPRS и всё прочее.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Мы оцениваем риски с учетом большого количества самых разнообразных факторов. У нас не бывало случаев, чтобы мы взяли и просто застраховали предприятие, потому что оно просто заявилось. Мы смотрим, что это за предприятие, мы общаемся с руководством предприятия. Мы стараемся понять суть их бизнеса, как они себя ведут на этом рынке, собираем отзывы о деятельности предприятия.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Про тахографы.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Транспортные предприятия должны обеспечить свои автобусы и тахографами теперь, и ГЛОНАССом. Тахограф - это тот прибор, который фиксирует всё, что происходит с транспортным средством во время его движения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Обязаны оснастить все. Т.е. эта маршрутка, она будет оснащена в обязательном порядке этой штукой современной.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: На междугородных маршрутах однозначно. Что же касается пригородных и городских, то этот вопрос сейчас обсуждается, в плане целесообразности.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Останавливаю голосование. Как разложились результаты голосование, как думаете?

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Я выскажу осторожное предположение, что большинство не знали о своих новых правах. Наверное, процентов 70.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Достаточно репрезентативное голосование. 95% людей, вообще были не в курсе. И это слушатели «Эха Москвы», люди по большей части образованные, читают газеты, прессу, Интернет, вообще не в курсе были, что этот закон вступил в силу.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Это недостаток в том числе и нашего страхового сообщества, что мы не проводим соответствующую разъяснительную работу.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: По идее, это касается каждого гражданина. Каждый является пассажиром, он всегда на чем-то ездит.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Никто не в курсе. Может быть, потому что никто не верит в то, что это будет как-то соблюдаться и даст какой-то результат?
«Как быть с мошенниками? Что говорит закон на этот счет?» - спрашивает наш слушатель. Примеров масса: сломал ногу, гуляя в парке, а потом сел в автобус и там закричал – ой, сломалась нога.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Каждый страховой случай будет рассматриваться. Дело в том, что среди тех документов, которые должен представить пострадавший пассажир, также должен быть документ, который будет составляться в свободной форме, это некий акт о происшествии. И на каждый случай должны выезжать сотрудники ГИБДД, они должны зафиксировать этот факт. Поэтому мошенникам я бы советовал не особенно надеяться на скорое обогащение.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: И вот тут-то, когда вы сказали, что на каждый случай должен выезжать сотрудник ГИБДД, я начал очень сильно сомневаться в действенности этого закона.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: В случае причинения травмы.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Но травма может быть и без аварии.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Конечно. Но в обязанность транспортного предприятия как раз и входит, если причинен вред здоровью пассажира, вызвать представителей ГИБДД и зафиксировать этот случай. Они сами будут в этом заинтересованы. Они сейчас обязаны это делать.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Ведь в законе еще подразумевается компенсация потери имущества на сумму 26 тысяч рублей.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Это речь идет о багаже в первую очередь.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Речь идет не о воровстве, наверное.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Нет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Из кармана вытащили кошелек.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Доказать это практически нереально. Т.е. это должно быть связано непосредственно с транспортной деятельностью. Утрата багажа возможна – при перевозке роняют иногда с тележек в аэропортах багаж, и такое бывает, повреждают багаж, причиняют вред разлившимся маслом, например.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: И что, остановили всё на свете и вызываем ГИБДД?

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: По случаю причинения вреда имуществу такое делать нет необходимости. Просто сам факт фиксируется, с участием транспортного предприятия, и гражданин имеет право получить страховое возмещение.
Я хочу сказать вот какую важную вещь. Законом возложена обязанность на перевозчика разместить информацию о страховщике в его филиалах и представительствах в доступном месте. Это может быть на транспортном средстве, на билете и так далее. Т.е. когда обязательное страхование пойдет полным ходом, то каждый пассажир будет осведомлен о том, кто страхует ответственность каждого транспортного предприятия.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Наталья пишет, и я согласен с ней: «ГИБДД будет часами ехать. Транспортное средство будет стоять с человеком, у которого травма, и уехать он не сможет для оказания медпомощи? И на этом всё закончится». У меня сложилось впечатление по тому, что вы рассказали… Простите, черт, он в деталях спрятан, я уверен в этом. У меня сложилось впечатление, что детали не продуманы.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Дело в том, что в том перечне документов есть и определенные плюсы для пострадавшего: что если нет возможности представить именно эти документы, то достаточно показания свидетелей и так далее. В конечном итоге всегда человек имеет право обратиться в суд, если ему отказывают в выплате возмещения. И это право у него никто не отнимает.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Закон же не должен направлять всех в суд. В суд они могли обратиться и до 1 января 2013 года.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Идеология как раз такова, чтобы минимизировать необходимость обращения в суд, чтобы пострадавший гражданин получал возмещение у страховой компании или от перевозчика.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Сделано ли в законе всё, продуман ли он в деталях так, чтобы именно так, как вы говорите, и происходило?

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Закон достаточно хорошо продуман. Кроме закона, еще разработаны Национальным союзом страховщиков ответственности правила профессиональной деятельности. Правила страхования, они сейчас одинаковые для всех. И с этой точки зрения, это тоже важная роль общественной организации, чтобы все работали на единых условиях. Мало того, все страховые риски будут перестраховываться по рынку. Каждый договор страхования будет перестрахован среди членов этого НССО, который получит лицензию на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков. У нас не будет договоров, которые не увидят другие страховщики. Отсюда, естественно, вопросы, которые вы задавали ранее: что за транспортные предприятия, насколько там высокий уровень безопасности. И если кто-то из страховщиков будет страховать по минимальным тарифам ненадежные предприятия, естественно, страховое сообщество с этим не будет соглашаться.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: И появится какая-то история предприятий.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Появится история. Потом закон – это тоже не догма. Уже сейчас разными инициативными группами готовятся изменения в этот закон. Поэтому это живой инструмент, и он будет совершенствоваться. Тем более когда будет появляться страховая история, история страховых выплат.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Сергей, у нас в заставочке к программе сказано про популяризацию, а 95% были не в курсе, что закон вступил в силу. Буквально очень коротко еще раз сформулируйте, что за закон вступил в силу и что из этого следует.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Закон вступил в силу с 1 января 2013 г. Каждый пассажир в случае причинения вреда его жизни, здоровью или имуществу имеет право, в соответствии с законом получить страховое возмещение.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: На транспорте.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Да. Либо от страховой компании в случае, если был заключен договор страхования. Если же он не был заключен, то он имеет право получить это возмещение непосредственно у транспортного предприятия.

- Исключение – метро, оно без страховых будет работать.

С. ЗАКРОЙЩИКОВ: Во-первых, Метрополитену никто не запрещает заключить договор добровольного страхования, это их право. И второе – Метрополитен обязан обеспечить выплату возмещения в тех же самых размерах, которые установлены законом.

Источник: ЭхоМосквы.





  Баннер правила

 

 

 

 

 120x120